Андрогин – это кто
Кто такие андрогины в мифологии, психологии, философии
Андрогинность – известная с древних времён культурная мифологема, этимология которой восходит к временам античной Греции (andros – мужчина, gynai – женщина), означая сочетание мужских и женских характеристик в человеке.
Отличается от гермафродитизма тем, что не содержит в себе биологического смысла, а несёт социальную, философскую, символическую нагрузку. В исследованиях нового времени, андрогинность – это внутреннее качество психики индивида, его психосоциальная характеристика, являющееся объектом исследования гендерной психологии, социологии и психоанализа.
В рамках философии и культурологии, эта категория — культурный конструкт, представляющий из себя конкретную идею.
Мотивы этой идеи свойственны многим культурам, в которых древнейшие мифы базируются на первичности андрогинного существования. Иными словами, его изначальности и возможностям порождения новой жизни.
Информация о такой андрогинной, божественной двойственности имеется практически в любой мифологии, символизируя слияние противоположностей, гармонию и их единство.
В этом смысле мифология античной Греции не исключение. Достаточно вспомнить произведение философа Платона «Пир», где речь идёт о людях «третьего пола» (андрогинах), могучих, сильных, но потерпевших горькую участь.
По легенде, они были существами с одной общей головой и двумя лицами, направленными в разные стороны и округлым телом. Андрогинный «сверхчеловек» в древности, являлся воплощением целостности и независимости, олицетворявшим собой единство природы.
Будучи могучими, они не взывали к покровительству богов, а вынашивали замыслы, посягая на божественную власть. За что, по легенде, и были наказаны Зевсом, разделившим их на 2 половинки.
С этих пор, человек одержим поиском своей второй половинки. Иными словами, идея Платона об андрогинности тесно сопрягается с любовью–эросом, которую философ называл жаждой, устремлением к целостности.
В психологии андрогинность рассматривается в гендерном плане. Под гендером понимают пол социальный, который определяет поведение индивида в социуме и то, как элементы его поведения воспринимаются другими. Это именно то полоролевое поведение, которое характеризует особенности отношений с окружением.
Изначально, в 1963 г., термин «гендер» ввёл в научный обиход Р.Столер. Позднее, этим термином, взятым в лингвистике (gender — род, англ.), пользовались для определения именно культурных мужских и женских характеристик. Понятие корректно и ясно отделило естественное, природное в человеке от социокультурного.
В известной работе «Линзы гендера», психолога и философа-феминиста, профессора Корнельского университета Сандры Бем, подробно рассматриваются вопросы о том, каким образом социум приписывает гендерные стереотипы женщинам и мужчинам.
То есть, стереотипы рассматриваются в качестве знаков-символов, приобретённых по ходу социализации индивида. Исследователем, в связи с этим, выделяются три понятия – маскулинность, фемининность, андрогинность:
Маскулинность (мужские черты) – способность быть независимым, напористым, доминантным, агрессивным, самостоятельным, уверенным, иметь высокую самооценку и т. д..
Феминность (женские черты) — быть уступчивой, мягкой, чувствительной, застенчивой, нежной, сердечной, способной к сопереживанию и др. Стереотипы феминности в меньшей степени затрагивают половые стороны личности и деловые аспекты, в большей – элементы эмоциональной сферы.
Андрогинность – качество нечёткой выраженности психологической маскулинности или фемининности. Это личность, у которой, более или менее в равной степени, выражены значимые особенности обоих типов.
Подразумевается, что у андрогинов эти черты выражены гармонично и взаимно дополняют друг друга. Полагают, что такая гармония улучшает адаптацию людей этого типа. При этом андрогины не уступают чистому мужскому типу ни в самоуважении, ни в самооценке своих достижений, ни в физическом «Я».
Как видим, идея андрогинности, несмотря на свои древние корни, сохранилась до наших дней, и продолжает бытовать в различных сферах жизни современного общества, причём в самых различных формах массовой культуры.
Например, в романе У. Гуин «Левая рука тьмы», описана история андрогинов, проживающих на планете Гетен, у которых бесполые циклы, чередуются с циклами сексуальности. А герой романа М.Роттена «История одного андрогина» (гермафродит), существует половину жизни как мужчина, а оставшуюся часть жизни — как женщина.
Современные интерпретации идеи андрогинности, области и грани её изучения, содержат ещё много белых пятен и ждут своих исследователей.