B2G-продажи – что это такое?
B2G – взаимоотношения между коммерческими структурами (бизнесом) и правительственными организациями (государством). Как правило, термин применяется в контексте электронной коммерции.
Ярким примером B2G отношений являются системы электронных государственных закупок. Аббревиатура расшифровывается как «business to government» (бизнес для государства).
Электронные системы госзакупок значительно упрощает работу менеджеров коммерческих предприятий с государством.
Особенности сегмента B2G
Отношения с правительственными учреждениями прежде всего связаны с повышенной ответственностью, в отличие от взаимодействия с другими коммерческими структурами.
Сегменту «бизнес для государства» характерны следующие особенности:
- сложность и многоуровневость механизма принятия решений;
- специфические методики и требования для проведения расчетов;
- особый, несколько усложненный механизм проведения закупок;
- масштабные объемы. Как правило, государственные закупки проводятся в очень больших объемах, зачастую многомиллиардных;
- для проведения закупок организуются тендеры. Последние представляют собой конкурс, на основе которого выбирается компания, предложившая лучшую стоимость, качество, условия и прочие параметры;
- стабильность работы на постоянной основе. В том числе, решения о выборе компаний могут приниматься сугубо инертно, что иногда со стороны выглядит несколько непонятно в контексте выбора той или иной фирмы.
Проведение сделки
Сделки в сегменте B2G выполняются поэтапно. Для их проведения привлекаются профессионалы, обеспечивающие:
- контроль запросов государственных заказов;
- полное сопровождение сделки на каждом этапе;
- поиск заказчиков среди бюджетных организаций и правительственных органов;
- мониторинг клиентских платежных операций.
Одна из ключевых особенностей продаж B2G – проведение тендеров. Это предусмотрено законодательством, регулирующим отрасль государственных закупок.
Для обеспечения прозрачности и предупреждения коррупции организуется конкурс, в рамках которого должна быть выбрана компания, предложившая государству наиболее выгодные условия и качество требующегося уровня.
Классификация B2G
Взаимоотношения между бизнесом и государством делятся на несколько основных категорий:
- поставка продукции и предоставление услуг государственным учреждениям. Это может быть абсолютно любая продукция: канцелярские принадлежности, технические средства, транспорт, учебники. К услугам можно отнести осуществление образовательных программ, консалтинговую деятельность, аудит и т. д.;
- лизинг технических средств. Последние арендуются, при этом арендатор обладает правом в дальнейшем выкупить технические средства. При этом привлекается банк, выступающий в роли инвестора, и подписывается лизинговый контракт;
- частно-государственные партнерские отношения. Обычно заключается контракт о партнерских взаимоотношениях;
- аренда. Арендодателем является коммерческая структура, а государство – арендатором. То есть, государственное учреждение берет в аренду определенное имущество, принадлежащее бизнесу;
- концессии. Государство привлекает бизнес к пользованию определенным имуществом на условиях, выгодных для обеих сторон. В этом случае имущество является государственной собственностью.
Концессия
Одной из самых сложных для понимания разновидностей B2G является концессия. Такая деятельность предполагает создание либо реконструкцию определенного имущества. В качестве последнего зачастую выступают всевозможные здания и сооружения.
Средства на проведение определенной деятельности выделяются компанией, выступающей в качестве инвестора, или с помощью правительственной поддержки. Государство в данном случае является одной из сторон договора концессии и выступает в качестве концедента.
По окончании запланированных работ и других мероприятий создаваемое, берущееся в аренду (например, земельный участок для возведения объекта недвижимости) или подлежащее реконструкции имущество остается государственной собственностью. Если это вновь созданное имущество, то оно переходит в собственность государства.
Фирма, инвестировавшая средства и (или) выполнявшая работы, исходя из условий конкретного контракта, обладает правом полностью либо частично пользоваться данным имуществом, чтобы получать доходы от коммерческой деятельности.
Зачастую второй (коммерческой) стороной концессионного договора выступают компании из иностранных государств.
Интересно то, что в качестве предмета договора концессии может выступать объект авторского права – товарный знак, коммерческое обозначение (логотип), секретная производственная технология (ноу-хау) и знак сервиса.