Что такое дачная амнистия и для чего она нужна
Нюансы, связанные с дачной амнистией
Владение недвижимым имуществом подразумевает некоторые обязанности со стороны собственника. Необходимость оформления своих прав по закону – одно из таких требований.
Чтобы успешно пройти государственную регистрацию, в орган Росреестра нужно предоставить пакет документов, подтверждающий факт легального владения объектом.
Список различается в зависимости от типа имущества, вида владения и некоторых других факторов. Дачная амнистия позволяет подтвердить право владения определенными видами земельных участков, предоставляя меньше правоустанавливающих документов.
Закон, регламентирующий упрощенный порядок подачи документов на регистрацию, активно применяется с 2006 года. Он быстро получил более понятное название, и превратился в «дачную амнистию». Неофициальное название, впрочем, весьма точно предает суть, ведь в документе регламентируется, как без хождения по инстанциям оформить:
- баню,
- гараж,
- хозяйственные постройки,
- садовые домики,
- сами участки, которые заняты вышеобозначенной недвижимостью.
Прежде чем воспользоваться правом, закрепленным законодательно, нужно проверить, какие документы уже имеются на руках. Критериям амнистии соответствуют не все категории граждан.
Кто может воспользоваться «упрощенкой»
Упрощенный порядок совершенно не предполагает, что допускается осуществлять государственную регистрацию вообще без документов. В законе говорится только о минимальном числе требуемых бумаг.
Собственнику потребуется:
- Документ, удостоверяющий личность.
- Заявление примут сотрудники МФЦ (или органов Россреестра, где еще проводится такой прием).
- Квитанция на оплату гос. пошлины (выдадут там же).
- Кадастровый паспорт запрашивается регистратором в момент проведения правовой экспертизы.
- Правоустанавливающие документы, датированные годами, предшествующими вступлению в действие Земельного кодекса (до 2001 года).
Последний пункт включает те, земли, которые выделялись под дачные, садовые участки, огороды. В строке разрешенного использования в таких документах прописано ЛПХ либо ИЖС (личное подсобное хозяйство, индивидуальное жилищное строительство).
Допускается, что заявление подается не лично собственником. Тогда потребуется нотариальное удостоверение передачи полномочий, и будет нужен паспорт человека, действующего по доверенности.
Важно, что правом оформления по упрощенной системе могут воспользоваться только физические лица.
Почему не стоит откладывать возможность использования амнистии
Хотя законодатели уже продлевали срок действия упрощенной системы регистрации, стоит поторопиться, чтобы успеть воспользоваться ею.
Ранее последним сроком называлось 1 марта 2018 года. Но речь шла только о прекращении действия некоторых статей, касающихся оформления объектов ИЖС без получения разрешения на ввод в эксплуатацию.
Ряд изменений в законодательстве сделал возможным продление упрощенной системы еще на пару лет – до 01.03.2020. Всем землевладельцам нужно иметь в виду, что это последний срок, после него шансов оформить право с минимальной волокитой не останется.
Что может препятствовать оформлению?
Главное препятствие – отсутствующие или не должным образом оформленные правоустанавливающие документы. Так среди членов СНТ нередко встречается практика, где вместо свидетельств о праве собственности на землю у людей есть только членские книжки, справки от председателя. Еще с течением времени документы могли просто прийти в негодность, потеряться.
Утерянное свидетельство нельзя восстановить, но в органе Росреестра, относящемся территориально к месту выделения участка, можно получить заверенную копию. Собственнику нужно лично обратиться с заявлением, чтобы получить документ из архива Государственного фонда данных. Заверенная копия выдается в срок не позднее трех рабочих дней с момента обращения.
Помимо свидетельства подтверждать право владения землей могут:
- постановление, решение от органов местного самоуправления (далее – ОМСУ) любого уровня;
- выписка из похозяйственной книги (она выдается, когда имеет место быть вид разрешенного использования под ЛПХ).
Копию постановления, решения Совета народных депутатов и прочие законодательные акты, изданные ОМСУ, запрашивают в архиве администрации населенного пункта (по месту расположения объекта недвижимости).
Если восстановить документы не получается ни в одной инстанции, доказывать законность владения землей придется через суд.
Из этого вытекает главное обоснование необходимости регистрации: в случае утраты правоустанавливающих или правоподтверждающих документов нет необходимости получать их дубликаты и копии.
Выписка из ЕГРОН (Единого государственного реестра объектов недвижимости) подтвердит право владения. Запись об этом, единожды внесенная регистратором, будет всегда храниться в базе.