Флэшмоб: что это такое, определение

Флэшмоб - что это такое, определение фото

Что представляет собой флэшмоб?

Под флэшмобом понимается предварительно запланированная, но внезапная для случайных наблюдателей массовая акция на территории общественного пространства. Термин происходит от сочетания английского слова «flash», которое переводится как «вспышка» со словом «mob», в переводе обозначающим толпу.

У акции есть сценарий, которому следуют все участники. При этом сбор желающих осуществляется путём различных способов информирования, в том числе и через интернет. Перед организацией флэшмоба могут проводиться подготовительные мероприятия.

Термин «флэшмоб» начал использоваться в связи с отсутствием аналога в русском языке. Это нормальная практика, ведь заимствования присутствуют в любом языке, чтобы сделать речь лаконичной и сократить словосочетание, а порой и целое предложение до одного слова.

Поводом для организации флэшмоба могут стать разные причины, в числе которых:

  • желание развлечься и весело провести время;
  • избавиться от стереотипов, навязанных обществом;
  • впечатлить незнакомых людей своей акцией;
  • самоутвердиться;
  • испытать на себе острые ощущения;
  • получить позитивный психологический заряд;
  • зарядиться положительными эмоциями;
  • найти друзей.

Это не полный список, его можно продолжать. Желание поучаствовать во флэшмобе появляется у людей, которые устали от рутины и обычной жизни и хотят попробовать что-то новое. 

В число принципов флэшмоба входят:

  • спонтанность, участие других людей в акции и их реакция на неё являются непредсказуемыми;
  • организация акции без руководителя;
  • отсутствие коммерческих или рекламных целей;
  • во время флэшмоба люди не показывают связь между собой;
  • акция не освещается в СМИ.

Активисты принимают участие во флэшмобе исключительно на некоммерческой основе, исходя из собственной мотивации и добровольного желания. При наличии общего сценария мероприятие должно выглядеть как спонтанное, а мобберы создавать видимость случайных прохожих. 

Сценарий, как правило, не поддаётся логике. При этом флэшмоб ставит своей целью не смешить окружающих людей, а вызывать у них чувство недоумения. В идеале участники флэшмоба имеют серьёзное выражение лица. Флэшмоб не является средством рекламы, в противном случае — это уже PR-акция.

История явления

В октябре 2002 года на полках магазинов появилась книга про умные толпы, написанная социологом Говардом Рейнгольдом. Он сделал предсказание о том, что с помощью информационных технологий люди начнут самоорганизовываться.

Ознакомившись с трудом Рейнгольда, активист Роб Зазуэт принял решение создать сайт для сбора инициативной группы для организации акций.

Первый флэшмоб имел достаточно абсурдный характер и представлял собой сбор двухсот человек вокруг дорогостоящего ковра. Провести его планировали 3 июня 2003 года, но пришлось перенести дату на 17 июня в связи с повышенным вниманием полиции.

После того, как странные люди, собравшиеся вокруг ковра, начали рассказывать продавцам истории о том, что ютятся на складе и хотят приобрести себе «коврик любви», этот формат вызвал у множества людей желание повторить «подвиг» первооткрывателей. В итоге по Америке и Европе прокатилась волна флэшмобов схожего типа.

В мировой истории это стало настоящим событием, ведь до использования интернет-коммуникации реализовать флэшмоб было невозможно, а если такие акции и происходили, то они имели единичный характер и небольшое число участников.

8 сентября 2009 года был установлен рекорд по массовости. 21 тысяча человек приняла участие во флэшмобе в Чикаго. 

На территории России и в СНГ первые флэшмобы прошли 16 августа 2003 года. Организация и сбор участников осуществлялся с помощью ЖЖ. Во время первого российского флэшмоба активисты стояли со странными табличками на железнодорожных вокзалах.

Виды флэшмобов

В первую очередь, стоит выделить классический флэшмоб, целью которого является удивление случайных свидетелей сего действа. При этом люди не должны испытать чувство отвращения или смеяться над происходящим, у них должно быть желание присоединиться.

Так как удержание барьера между смехом и удивлением весьма трудно в осуществлении, чистые флэшмобы встречаются редко. 

Неспектакльный моб — акция, во время которой не ставится цель произвести впечатление на окружающих. Участники совершают вполне обычные действия, которые могут случиться с каждым человеком. Например, споткнуться, проверить наличие мобильного телефона в кармане, неудачно завязать шнурки и так далее. При этом действия повторяются, вызывая у зрителя эффект «дежавю».

Арт-моб — креативная акция, в основе которой лежит художественная ценность. Предполагается применение реквизита. Например, в Челябинске 14 сентября 2008 года люди смогли выстроить огромный смайл, будучи одетыми в жёлтые дождевики. Смайлик вошёл в книгу рекордов и был сфотографирован со спутника.

Танцевальный флэшмоб — различные акции, включающие в себя танцевальные элементы.

Экстрим-моб — акции с чётко выраженным нарушением общественных норм и приличий, которые могут вызвать проблемы у участников. Цель — спровоцировать прохожих.

Есть ещё множество разновидностей, но здесь приведены только самые распространённые. Если у вас есть время и желание, можете сами поучаствовать в каком-нибудь флэшмобе.

 

Поделитесь статьёй в социальных сетях:
[posts_listed_single numposts="3" offset="0" categoryin="18"]
[posts_listed_single numposts="3" offset="0" categoryin="19"]