Казначейское сопровождение контракта по 44-ФЗ – что это

Миниатюра Казначейское сопровождение контракта по 44-ФЗ – что это

Что такое казначейское сопровождение контракта

При операциях со средствами, направляемыми из федерального бюджета, важной задачей государственного уровня является их целевое использование. Иными словами, необходима эффективно работающая система, при которой деньги расходуются только на то, на что они выделены, и в том количестве, которое необходимо.

При этом должен обеспечиваться требуемый результат. Если деньги выделены на строительство объекта, то объект должен быть построен в том виде и в те сроки, которые были установлены государственным контрактом.

Если средства выделены на приобретение каких-либо товаров, эти товары требуемого качества и в требуемом количестве должны быть поставлены в оговоренный срок и с предоставлением оговоренных гарантий.

В порядке совершенствования системы контроля использования бюджетных средств Постановлением Правительства РФ от 30.12.2016 №1552 введен порядок казначейского сопровождения некоторых сделок, финансируемых из госбюджета целевым образом.

Теперь, после начала действия этой нормы, поставка оплачиваемых бюджетными деньгами ценностей в некоторых случаях может осуществляться только с казначейским сопровождением бюджетных средств.

Среди этих случаев – госконтракты головного поставщика и соисполнителей по обеспечению федеральных нужд в соответствии с законом 44-ФЗ на сумму, превышающую в рублях 100 млн. Помимо этого, сопровождению подлежат договоры о субсидировании и бюджетном инвестировании, а также финансируемые за счет этих поступлений договоры поставки, вкладов и прочие.

Госконтракты, связанные с исполнением Гособоронзаказа, казначейскому сопровождению не подлежат, так как в их отношении уже давно действует похожее по функциям банковское сопровождение через систему уполномоченных банков.

Суть казначейского сопровождение заключается в том, что авансовые платежи по контракту теперь поступают не на расчетный счет поставщика в коммерческом банке, а на его специальный лицевой счет в филиале Федерального казначейства, его поставщик обязан открыть исключительно для исполнения данного контракта.

Спецсчет этот открывается в учреждениях Центробанка. Чтобы его открыть, поставщик представляет подписанный договорной документ, в текст которого уже включены положения о необходимости казначейского сопровождения.

После того, как лицевой счет открыт, для поступления бюджетного авансового платежа нет никаких препятствий. Можно надеяться, что с внедрением этой системы проблема несвоевременных платежей со стороны государственного заказчика станет менее животрепещущей. Но получить деньги на лицевой счет мало, надо их использовать, а сделать это теперь стало сложнее.

Согласно требованиям законодательства, казначейство не имеет права переводить деньги на чьи-либо счета в коммерческих банках за некоторыми исключениями, среди которых:

  1. Оплата обязательств по валютному законодательству, требующая движения денег с расчетного счета в коммерческом банке.
  2. Перечисление денег на банковский счет для выплаты зарплаты и сопутствующих отчислений в фонды социального страхования. Следует отметить, что перечисляться будет только сумма, соответствующая доле зарплаты и отчислений в себестоимости товара (услуги), поставляемой по данному госконтракту.
  3. Оплата соисполнителю (субподрядчику) за поставленный товар или оказанные услуги при условии предоставления полного комплекта документов, подтверждающих поставку (выполнении работ). Известны случаи, когда сотрудники казначейства требовали даже предоставления подтверждающих фотографий и видеоматериалов.
  4. Возмещение относящихся к данному госконтракту затрат юрлица, ранее понесенных со своего счета в коммерческом банке, при условии предоставления документов, подтверждающих платеж и выполнение договорных обязательств.

Помимо этих основных, есть и другие исключения, касающиеся поддержки отечественного кинематографа и использования субсидий для авансирования некоторых работ. Но всех этих исключений для нормальной работы недостаточно.

Для того чтобы вести нормальную деятельность, нужен механизм, позволяющий проводить платежи, в том числе авансовые, своим соисполнителям и субподрядчикам.

Такой механизм в системе казначейского сопровождения реализован за счет того, что казначейство акцептует каждый платеж, проверяя его на обоснованность и наличие затрат по этой статье в смете, соответствия цены и количества товара.

Для этого казначейство вправе затребовать разнообразные документы, включая подробную смету затрат с календарными графиками, перечень соисполнителей и субподрядчиков с копиями заключенных с ними договоров, расчет прибыли по госконтракту и прочие.

Оценивая последствия введения нового порядка, следует отметить усложнение процедуры участия в закупках. Из положительных моментов можно рассчитывать на отсеивание недобросовестных поставщиков и уменьшение задержек с получением бюджетных денег на целевые расходы.