Оферта: что это такое
Что представляет собой оферта?
В современном обществе неоднократно уделяется внимание оферте. Очень часто люди видят на рекламных щитах слова «не является публичной офертой», но порой не понимают их значение. В связи с чем толкование данного слова имеет важность в обществе.
Что такое оферта
Оферта представляет собой предложение одного лица другому лицу (или нескольким лицам), согласно которому адресату известны намерения так называемого отправителя.
Оферта, по сути, — это проект гражданско-правового договора, где одна сторона предлагает определенные условия и личное предложение, а вторая сторона (адресат) определяет дальнейшую судьбу оферты, то есть либо принимает ее, либо отказывается принимать. Сторонами оферты являются:
- Оферент — это физическое или юридическое лицо, создающее и направляющее оферту.
- Адресат — лицо или группа лиц для которых создается оферта.
Правовую природу оферты составляет Гражданский кодекс Российской Федерации. Именно поэтому регулирование общественных отношений, возникающих из оферты относится к ведению гражданского законодательства. В целом правовое регулирование оферты осуществляется не только Гражданским кодексом, но и федеральными законами.
Цивилисты устанавливают и определяют оферту проектом договора, поскольку так называемый отправитель предлагает условия и самостоятельно устанавливает предмет оферты, в будущем рассчитывая на заключение гражданско-правового договора с адресатом. Проект договора превратится в договор только в случае акцепта адресата.
Акцепт представляет собой согласие лица, которому направлялась оферта, с ее условиями и полное ее принятие.
В настоящее время оферты довольно-таки распространены, поскольку отправители более серьезно подходят к ее созданию и стараются найти максимально подходящую целевую аудиторию (адресата) для получения желаемого результата — заключения договора. Это объясняется тем, что он сам в первую очередь заинтересован в этом.
Оферта может быть составлена и донесена до адресата как в устной, так и в письменной форме. Гражданское законодательство не указывает строгих критериев к форме.
Виды оферты
Оферту можно классифицировать по различным основаниям. Однако наиболее значимая из них — классификация по адресату. В зависимости от адресата выделяют следующие виды оферты:
- Твердая оферта — разновидность проекта договора, получателем которого является одно лицо. Оферент на этапе подготовки оферты решает, кто будет ее получателем.
- Публичная оферта — это разновидность оферты, которая представляет собой проект договора адресованный большой группе лиц. В данном случае и адресатом будет не один человек, а несколько.
- Свободная оферта — это вид проекта договора, целевой аудиторией (адресатом) которого является круг лиц — пользователей определенной услугой/товаром.
Оферта в жизни
Рассмотрим несколько примеров оферты из жизни. Начнем с обычных людей, то есть с физических лиц.
Пример №1
Маша и Петя соседи. В их подъезде длительное время не проводился ремонт, в связи с чем внешний вид представляет собой довольно-таки неприятное место. Петя обратился к Маше с предложением покрасить лестничную площадку на их этаже. Для того, чтобы проект договора превратился в гражданско-правовой договор, Пете необходимо получить акцепт от Маши.
В данном случае мы рассмотрели пример настоящей оферты одного физического лица к другому в устной форме. Решение о принятие или об отказе от оферты Маша примет самостоятельно и уведомит об этом своего соседа Петю.
И теперь поговорим о реальных случаях из жизни, касающихся оферты одного юридического лица к другому юридическому лицу (стоит напомнить, что юридические лица — это организации).
Пример №2
Организация ООО «Лютик» отправила письменное предложение в компанию ООО «Лайм» предложение о совместной аренде транспортного средства для осуществления их деятельности. Адресат принял оферту, что послужило поводом для заключения гражданско-правового договора о совместной аренде транспортного средства ООО «Лютик» и ООО «Лайм».
В настоящем примере имеет место оферта (проект договора), где ООО «Лютик» является оферентом, отправившим предложение оферты в письменной форме адресату ООО «Лайм». Адресат отправил также в письменной форме акцепт, то есть ответ о принятии оферты.
Подводя итог всему вышесказанному, можно отметить, что оферта на сегодняшний день достаточно распространена в торговле, в межличностных отношениях. Каждое лицо самостоятельно принимает решение о создание оферты и выборе адресата. Выбор адресата происходит либо путем мониторинга лиц, образующих спрос на конкретную услугу или конкретный товар, либо путем простого выбора по обстоятельствам (случай с соседом).